Как избежать влияния улицы, если вокруг сплошные улицы. Или как привить любовь к предпринимательству. - Екатерина Шукалова

Как избежать влияния улицы, если вокруг сплошные улицы. Или как привить любовь к предпринимательству.

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

В. Маяковский

 

Почему дети и подростки не мечтают стать бизнесменами, заниматься предпринимательской деятельностью, а подумывают о государственной службе? Какие действия общества к этому привели и так ли это страшно, как кажется на первый взгляд?

Сначала давайте попробуем описать, какие требования предъявляются к бизнесмену, а какие к чиновнику, или какими качествами должен обладать человек, выбирающий для себя то или иное развитие.

Бизнесмен:

  • способность видеть новое, выходить за рамки привычного;
  • способность брать на себя ответственность
  • энергичность;
  • четкое целеполагание;
  • способность планировать и придерживаться этих планов;
  • постоянно развиваться, обучаться, повышать свои навыки и компетенции
  • стрессоустойчивость;
  • организаторские способности и умение работать с людьми (особенно в нестандартных ситуациях);
  • умение ждать (возможностей, обстоятельств, прибыли и т.д.)

И не зря предпринимательские способности являются одним из основных факторов производства, наравне с трудом, землей, капиталом и информацией. Они, пожалуй, самый ценный и редкий ресурс.

А какими качествами должен обладать чиновник? Я — предприниматель, поэтому эта мысль поставила меня в тупик, что привело к интереснейшему исследованию того, что на этот счет думают пользователи интернета*. Среди источников, где идет обсуждение вопроса, есть и молодежные площадки, например, Вконтакте. Вот, какой список получился:

  • умением работать в системе, по плану;
  • дисциплинированность
  • организаторские способности
  • способность анализировать информацию
  • способность работать с документами
  • умение работать с людьми

Бизнесмен несет на себе гораздо больше ответственности и за себя, и за свое дело, и за команду, которую он организовал вокруг себя. На мой взгляд, предприниматель — это сложнейшая человеческая деятельность, которая требует множества знаний и навыков, которые устаревают в сегодняшнем мире не по дням, а по часам. Бизнесмен, который хочет выжить, должен «бежать, чтобы не стоять на месте», в отличие от государственной службы, где все понятно, заранее известно, расписано. Это не значит, что чиновником быть проще, требует меньше сил или нервов. Чиновник — человек системы. От него по большому счету требуется правильное выполнение заранее известных действий, которые предусмотрены этой самой системой.

Теперь, когда мы немного определили, что же требуется от предпринимателя, а что от чиновника, можно посмотреть на подрастающее поколение, понять их ценности и мотивации, определив, насколько они соответствуют бизнесмену и государственному служащему.

В последнее время получают активное развитие различные теории, которые показываю, как именно развивается цивилизация, страна, коллектив или отдельно взятый человек. Много говорится о спиральности развития любой социальной сущности. На мой взгляд, если попробовать оценить современных подростков и молодежь с использованием нескольких теорий, то можно получить очень интересные выводы о том, почему же дети в нашей стране не хотят быть предпринимателями, а хотят стать чиновниками.

Теория поколений.

Теория была создана американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом  в 90-е годы, а в начале 21 века была адаптирована под российскую действительность. Если говорить коротко, что суть теории в том, что основные ценности, которые потом формируют жизнь человека, формируется в 10-12 летнем возрасте. То, что ребенок увидел, впитал, понял об устройстве мира и общества в это время, будет определять, что для него будет важно, какие мотивационные схемы будут к нему применимы, как он будет оценивать себя и свою жизнь. Для ребенка в этом (да и в любом другом) возрасте важно, что его окружает. Разобравшись с окружением (воспитание, образование, развлечения, мораль, этика и т. д.), можно предполагать и его желания по поводу своей жизни.

В качестве справки: (источник http://rugenerations.su/ target=”blank”)

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

  • Поколение GI (1900-1923 г.р.)
  • Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.)
  • Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.)
  • Поколение Х (1963-1984 г.р.)
  • Поколение Милениум или Y (1984-2000 г.р.)
  • Поколение Z (c 2000 г.р.)

В нашем исследовании интересно присмотреться именно к поколению Z (и частично к поколению Y), но рассуждать об отдельно взятом поколении без связи с предыдущими невозможно, поэтому надо четко понимать ценности и мотивации поколений, которые являются родителями поколения. Поколение Z вырастило и воспитало в основном поколение X, которое отличается особой инициативностью, самостоятельностью, способностью преодолевать трудности. А теория говорит о том, что дети таких людей, наоборот, предпочитают спокойную предсказуемую жизнь, ориентируются на мнение группы, закрыты на себя.

А что по поводу окружения? Что с кумирами, примерами для подражания?

У каждого поколения есть свои кумиры. Кумиры-люди, кумиры-понятия, кумиры-позиции. Эти самые кумиры должны обладать неким волшебным ореолом, должно хотеться быть таким же, стремиться к таким же достижениям и жизни. Вспомним недалекое прошлое, когда поколение X чуть ли ни в полном составе хотело быть космонавтами или летчиками. Эти профессии обладали тем самым «чудесным» ореолом. Откуда берутся кумиры? Они либо «навязываются» (не в отрицательном смысле) обществом, воспитанием, либо формируются стихийно. Это нормально и естественно. «Навязывание» может происходить как на уровне

Спиральная динамика.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B2%D0%B7,_%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%80_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC

Теория развития человека, общества, стран, цивилизаций, разработанная на основе теории Клера Грейвза Крисом Кованом и Доном Беком.

Суть теории в том, что мы развиваемся по спирали. Каждая социальная сущность находится в каждый отдельно взятый момент времени на определенном витке спирали, условия жизни которой определяют ценности, мотивации, страхи тех, кто находится на ней.

Грейвз выделял следующие основные мировоззренческие системы:

Уровень спиралиУсловия жизниПоведение человекаОриентация
Бежевый(1)Естественная природная среда обитанияДействия, подобные другим животнымя
Фиолетовый (2)Таинственный и страшный мир, наполненный духами и пронизанный волшебствомЗадабривание духов и объединение вместе для обеспечения общей безопасностимы
Красный (3)Жестокий и опасный мир, в котором каждый сам за себяБороться за выживание и удовлетворение потребностей, невзирая на желания другихя
Синий (4)Высшая власть регламентирует всякое поведениеПодчиняться высшей власти и сохранить верность Истинемы
Оранжевый (5)Мир полон эффективных альтернатив и возможностейПрагматично оценить преимущества для достижения успехая
Зеленый (6)Гуманизм, равноправие, всеобщая коллективная взаимная поддержка и заботаПрисоединиться к сообществу для того, чтобы разделить развитие вместе с ниммы
Желтый (7)Мир — это естественный и органичный хаосУчиться оставаться свободным, сохраняя принципиальностья
Бирюзовый (8)Мир — это единая живая сущностьИскать порядок и взаимодействие в кажущемся хаосемы

 

Наша страна сейчас, особенно в экономике, на КРАСНОМ уровне. Да, безусловно, есть люди и компании, относящиеся и к другим уровням, но основные идеи, поведенческие сценарии, управляющие схемы ориентированы на позицию, когда мы боремся за выживание, потому как мир жесток и опасен, надо думать о себе (своей компании), а «после нас, хоть потоп».

Спиральная динамика говорит о том, что в своем развитии общество в большинстве случаев движется от уровня (1) к уровню (8), т. е. Если мы развиваемся, то следующий уровень — СИНИЙ, который систематизирует и подчиняет правилам хаотичный КРАСНЫЙ мир.

Таким образом, подрастающее поколение прекрасно вписывается в будущее страны (если оно все же лежит на более верхних уровнях спирали), в системный мир, подчиняющийся строгим правилам. В этом мире все заранее известно, прописано и ясно. Это не хорошо, и не плохо — это данность. Общество развивается, и возможно, в нем будет немногим меньше бизнеса, но это будет следующий виток развития. А вот дальше, на ОРАНЖЕВОМ уровне нам вновь понадобится «армия» предпринимателей, и принимая во внимание условия жизни, она должна возникнуть.

Как жить дальше?

Так что же делать? Как развивать интерес к бизнесу и предпринимательской деятельности у подрастающего поколения россиян? Ведь без драйвовой силы бизнеса не будет развития государства в условиях рыночной экономики.

  • признать и принять подростков такими, какие они есть. Да, они непохожи на другие поколения. Да, другим поколениям сложно их понять, но это — наши дети и они такие, какими мы их сделали. Доносить до них информацию, транслировать ценности надо не так, как до представителей других поколений. Тут не сработает телевизор, газеты или радио — путь только один — интернет.
  • Показывать пример человечного, правильно бизнеса. Не того бизнеса, который фигурирует в новостях или бесконечных сериалах: разборки, криминал, бесконечные сложности. Да, дети уходят в интернет, но там те же новости, и те же сериалы, и та же реакция «Я не хочу быть таким, как они.» Это задача, как общественных бизнес-объединений, так и каждого отдельно взятого бизнесмена.
  • Создавать и реализовывать образовательные программы. Однако, тут есть одно большое «НО». Старые, «проверенные» методы обучения с поколением Z проходят крайне неэффективно. Необходим игровой, легкий, ненавязчивый процесс обучения, через игру и удовольствие. Поколение Х, которое сейчас «заведует» созданием таких программ понимает это с большим трудом: для этого поколения учеба — это великий труд и страдание, только так можно получить знания.
  • Снижать «ореол» простой, беззаботной жизни государственного служащего, объясняя, что каждая работа хороша по своему, что сложности есть везде. Как это делать? СМИ, интернет, школы, дополнительное образование.

Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай на вкус!

В. Маяковский

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Х