Интернет-маркетинг vs Digital-маркетинг

Последнее время в информационном пространстве, особенно том, которое касается обучения, появилось множество программ по интернет-маркетингу, интернет-продвижением, диджитал-маркетингу, диджитал-продвижению.


Варианты программ по одному и второму направлениям отличаются завидным разнообразием и, в большинстве случаев, отсутствием и логики, и методики) Да простят меня все бизнес-школы, тренинговые центры и иные образовательные учреждения.


Я могу их понять, т. к. программы — ответ на требования рынка учить то ли интернету, то ли диджиталу, то ли маркетингу, то ли…чему-то, что решит все наши бизнес-проблемы. В общем, путаница, каша и….очень низкое качество слушателей образовательных программ…. а значит и качество той работы, которая будет выполняться выпускниками.

ВАЖНО

Я позволю себе предложить вариант разницы между интернет-маркетингом и digital-маркетингом.


Сначала предлагаю разобраться в словах «маркетинг» и «продвижение».

Маркетинг — деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли


Продвижение — это…это не термин, не научное определение, не система инструментов и даже не инструмент. Это обобщенное, упрощенное название неким действиям, производимым бизнесом на рынке, цель которых является (видимо) улучшение положения этого самого бизнеса.

Таким образом, если мы говорим про полноценный бизнес-инструментарий на языке бизнеса, то мы говорим про «интернет-маркетинг» и «digital-маркетинг». В этом случае есть шанс составить более-менее полноценную программу, обеспечить процесс системного обучения и при применении получить измеряемый бизнес-результат. А вот если мы пытаемся упроститься, показать, что мы близки к народу, что «да тут все несложно, плати и заходи, сейчас все расскажем, как стать звездой продвижения!», то да, тут «продвижение» вполне подойдет. И для получения непонятно какого результата в бизнесе тоже подойдет: «Василий Иванович, да мы уже год, как продвижением занимаемся! Вон продвинули Петра Петровича по карьерной лестнице до директора по маркетингу. Бюджет идет в нужном направлении!»


Мне можно возразить, а как же SEO-продвижение или SMM-продвижение… Простите, но так называть инструменты безграмотно. Нет SEO-продвижения, есть просто SEO – Search Engine Optimization или поисковая оптимизация. Нет SMM-продвижения, есть просто SMM – Social Media Marketing или маркетинг в социальных медиа.


Думаю, что моя позиция по поводу использования слов маркетинг/продвижение понятна:)


Теперь давайте разберемся с дополнениями «интернет» и «digital”


Интернет-маркетинг.


Описаны все те знания и навыки, которыми должен обладать интернет-маркетолог в профессиональном стандарте, который был утвержден в 2019 году.


Безусловно, за 2 года утверждения стандарта и 2 года, которые прошли с того момента, он немного устарел и требует некоторых дополнений, но в целом можно сделать вывод о том, что к интернет-маркетингу относятся диджитал-инструменты, которые обязательно используют интернет.


Что к этому относится:

  • сайт
  • поисковая оптимизация
  • все виды рекламы в интернете со всеми вариантами форматов (видео, нативная вирусная, контекстная, медийная, мобильная, тизерная и т.д.)
  • маркетинг в социальных медиа, PR в интернете
  • электронные рассылки

Digital-маркетинг


Digital-маркетинг — цифровой маркетинг – это система инструментов, которая немного шире, чем интернет-маркетинг, т. к. «цифра» может существовать и без интернета. Это утверждение кажется немного странным, но давайте попробуем чуть внимательнее посмотреть на маркетинговый инструментарий копании и увидеть инструменты, которые диджитал, но не совсем интернет.


Помимо системы инструментов интернет-маркетинга, которые я описала выше, в digital-маркетинг включают:

  • использование CRM-систем или CRM-маркетинг. Не «чисто» интернетовский инструмент, т. е. CRM-система не обязательно существует и работает с использованием интернета, она вполне работоспособна и в локальной сети компании
  • интеранет-системы компании, которые предполагают управление командой и бизнес-процессами. Почему я тоже отнесла бы это к инструментам диджитал-маркетинга? Давайте не будем забывать про внутренний маркетинг и влияние эффективности работы людей и бизнес-процессов на продвижение компании
  • СМС-рассылки и автоматизированный телемаркетинг (тут же у нас находятся и все виды ботов). Все это инструменты, которые предполагают использование «цифры». Те же СМС-рассылки, которые можно делать, как с использование интернет-инструментов, так и вообще минуя их
  • цифровое телевидение
  • использование и продвижение мобильных приложений. «Ну, Екатерина, это же чистый инструмент интернет-маркетинга» – можете возразить вы. Нет, не «чистый». Приложение может работать и без постоянного подключения к интернету. Да, оно обновляется само и обновляет данные через интернет, но оно может быть и вполне автономно.
  • Инфокиоски в местах продажи, на выставках. Классическая «цифра». Вспомните навигационные инфо-киоски в торговых центрах. Это один из цифровых инструментов и продаж, и продвижения.
  • цифровые рекламные стенды. Это вообще практически будущее наружной рекламы. Они так же, как приложения или инфо-киоски могут работать совершенно автономно, без подключения к интернету, содержать программное обеспечение, которое будет управлять реклама

Как видно из выше сказанного, digital-маркетинг несколько шире интернет-маркетинга, но нельзя говорить о digital-маркетинге, не говоря об интернет-маркетинге.


Нельзя мешать все это на потребу рынка, создавая программы из каши инструментов. Почему? Потому что в результате получится не образованный слушатель/ученик, а “мина замедленного действия” = человек, который думает, что он что-то может, делает…. а потом все летит в тар-тарары.


В общем, аккуратнее, дорогие товарищи!