Как контролировать работу специалистов по интернет-маркетингу, или «лечим боль» руководителя.
Я провожу много тренингов и семинаров по интернет-маркетингу для руководителей самого разного уровня: от генеральных директоров крупных компаний до владельцев микро-компаний. И все задают одни и те же вопросы: «Мы занимаемся продвижением в интернете, но вообще не понимаем, что говорят специалисты и как контролировать их работу. У меня нет времени вникать в детали интернет-маркетинга, но я не понимаю, куда уходят деньги Что делать?»
Ответы на эти вопросы кажутся простыми веб-аналитикам, «съевшим собаку» в построении систем сквозной аналитики. Они точно знают, куда уходит каждый рубль, потраченный на продвижение в интернете, и сколько денег он приносит. Однако создание системы сквозной аналитики — это сложно. Сложно по нескольким причинам:
И что же делать? Выход есть. Предлагаю вам чек-лист руководителя для контроля работ по продвижению в интернете.
ВАЖНО Наличие стратегии продвижения У вас должен быть документ, в котором прописано, как вы продвигаетесь в интернете. Идеально, если этот документ составляет интернет-маркетолог, который работает в штате. Если его нет, то ответственным за этот документ будет директор по маркетингу, маркетолог или сам генеральный директор. Документ может быть составлен в сотрудничестве с подрядчиком, оказывающим услуги по продвижению. |
Примерный состав разделов данного документа
1. Цель продвижения.
Она должна быть выражена в важных для бизнеса показателях, Например прирост продаж.
2. Описание целевой аудитории (ЦА).
Не менее 3-4 сегментов аудитории, в каждой по минимум 10-15 характеристик, включающих поведенческие транзакции и точки влияния в интернете. Полезно включить в описание целевой аудитории указание на то, на какой стадии принятия решения о сотрудничестве находится представитель ЦА.
3. Список ресурсов в диджитал-среде, имеющихся у компании:
Желательно указать не только ссылки на ресурсы, но и доступы к ним (логин и пароль).
4. Используемые или предлагаемые инструменты для продвижения.
Приведу широкий список инструментов (каналов), которые могут использоваться для продвижения (в вашей стратегии их может быть меньше):
В каждом инструменте имеет смысл указать показатели, которые будут отражать результативность канала. К таким показателям можно отнести:
5. Регулярность отчетов по каждому каналу.
6. Список ответственных лиц, занимающихся работой с каждым каналом.
Наличие доступов к метрикам
Убедитесь, что у вас на сайте стоит Яндекс.Метрика. Это бесплатный сервис от Яндекса с широкими возможностями. https://metrika.yandex.ru/
Помимо установки кода счетчика на сайт,у вас должен быть доступ к метрикам, чтобы вы могли в любой момент ознакомиться с количественными и качественными показателями. Желательно иметь доступ с полными правами администрирования счетчиков.
Этот доступ представляет собой логин вида login@yandex.ru и пароль.
Работа с Яндекс.Метрикой.
Первое, что надо сделать руководителю — это проверить, корректно ли настроены цели в метрике.
Работая с целями, руководитель может контролировать конверсию трафика, а значит и качественные показатели продвижения.
Если у вас есть вопросы к имеющимся целям, то не стесняйтесь задавать вопросы ответственным лицам или представителям подрядчика.
Далее обратите внимание на отчет «Источники. Сводка»
Этот отчет покажет вам, с каких именно каналов приходит трафик на сайт. В отчете также можно посмотреть конверсию в целевое действие, заявку, продажу различных каналов.
Ваша задача как руководителя высшего уровня следить за трендами конверсии и задавать вопросы:
Я уверена, что вы работаете с профессионалами своего дела и ваши сотрудники или представители подрядчика точно знают, что делать. Вопрос в том, чтобы правильно контролировать процесс, задавая верные вопросы. Даже если вы сначала не до конца будете понимать, о чем речь, то через 2-3 собрания с исполнителями вы точно сможете разобраться в сути происходящего.
Проверка алгоритмов получения и отработки заявок
Часто встречается ситуация, когда на сайт идет трафик, но заявок нет. И тут не всегда проблема в том, что «трафик не тот», «руки кривые у рекламщика» или «погода плохая». Самая частая причина — не проверили:
Проверьте несколько раз все формы на сайте, все телефонные номера, все ссылки на мессенджеры. Вы можете потерять уйму денег, если не найдете 30-40 минут на такую элементарную проверку.
Еще одна хорошая идея — проверить скрипты, которые используют люди, принимающие звонки. Вы вполне можете сыграть роль «тайного покупателя», чтобы лично убедиться в том, что все работает, как часы.
Ежемесячные собрания
Планерки или операционные собрания со всеми ответственными лицами — обязательное мероприятие. Я за свои 20 лет в интернет-маркетинге видела немало примеров, когда руководитель просто не обращал внимание на отчетность от интернет-маркетолога или команды и ничего не проверял. Это в 100% случаев приводит к тому, что команда расслабляется и просто ничего не делает. Они все могут и знают, но отсутствие строгого руководителя или представителя заказчика приводит к тому, что находятся более важные или срочные дела.
На собраниях важно:
Эти нехитрые правила, не требующие от руководителя сверхъестественных знаний, точно позволят в среднесрочной перспективе увеличить эффективность продвижения.